Образное мышление. Виды мышления в психологии Развитие абстрактно-логического мышления

Помимо мышления в форме высказываний человек может также мыслить в форме образов, особенно зрительных образов.

Многие из нас чувствуют, что частично мышление осуществляется визуально. Часто кажется, что мы воспроизводим прошлые восприятия или их фрагменты и затем оперируем ими как реальным перцептом. Чтобы оценить этот момент, попытайтесь ответить на следующие три вопроса:

  1. Какой формы уши у немецкой овчарки?
  2. Какая получится буква, если заглавную N повернуть на 90 градусов?
  3. Сколько окон в жилой комнате у ваших родителей?

Отвечая на первый вопрос, большинство людей говорят, что они формируют зрительный образ головы немецкой овчарки и «смотрят» на уши, чтобы определить их форму. Отвечая на второй вопрос, люди сообщают, что сначала они формируют образ заглавной N, затем мысленно «вращают» ее на 90 градусов и «смотрят» на нее, чтобы определить, что получилось. А при ответе на третий вопрос люди говорят, что представляют себе комнату и затем «сканируют» этот образ, считая окна (Kosslyn, 1983; Shepard & Cooper, 1982).

Вышеприведенные примеры основаны на субъективных впечатлениях, но и они, и другие свидетельства указывают на то, что в образах участвуют те же самые репрезентации и процессы, что и в восприятии (Finke, 1985). Образы объектов и пространственных участков содержат зрительные детали: мы видим немецкую овчарку, заглавную N или жилую комнату своих родителей «мысленным взором». Кроме того, мысленные операции, которые мы выполняем с этими образами, видимо, аналогичны операциям, выполняемым с реальными зрительными объектами: образ комнаты родителей мы сканируем во многом так же, как сканировали бы реальную комнату, а образ заглавной N вращаем так же, как вращали бы реальный объект.

Нервная основа образов

Возможно, наиболее убедительное подтверждение сходства образов с восприятием состояло бы в том, что и то и другое опосредуется одними и теми же мозговыми структурами. В последние годы было собрано множество такого рода данных.

Некоторые из этих данных получены в исследованиях пациентов с поврежденным мозгом, и они показывают, что все нарушения зрительного восприятия у пациента, как правило, сопровождаются аналогичными нарушениями зрительных образов (см. напр.: Farah et al., 1988). Особенно поразительным примером служат пациенты с поражением теменной доли правого полушария, у которых в результате развивается зрительное игнорирование левой стороны поля зрения. Хотя и не слепые, эти пациенты игнорируют все, что находится в левой части их зрительного поля. Пациент-мужчина может, например, не побрить левую сторону лица. Это зрительное игнорирование распространяется и на образы, как установил итальянский невролог Бизиак (см. напр.: Bisiach & Luzzatti, 1978). Бизиак просил своих пациентов со зрительным игнорированием представить себе знакомую площадь в их родном Милане: как она выглядит, если стоять лицом к церкви. Эти пациенты называли большинство объектов, находящихся от них справа, но очень мало те», что были слева. Когда их просили представить себе эту сцену с противоположной точки, как если бы они стояли перед церковью и смотрели на площадь, пациенту игнорировали объекты, которые они ранее называли (теперь эти объекты находились с левой стороны образа). Итак, у этих пациентов в образах проявлялось то же игнорирование, что и при восприятии, откуда можно сделать вывод, что поврежденные у них структуры мозга обычно опосредуют и образы, и восприятие.

Некоторые недавние исследования, в которых применялись методе сканирования мозга, показали, что у нормальных испытуемых участки мозга, связанные с восприятием, связаны также и с образами. В одном эксперименте испытуемые выполняли и мысленную арифметическую задачу («Начать с 50 и считать, отнимая по 3»), и задачу на зрительные образы («Представить прогулку по своему кварталу, поворачивая попеременно направо и налево, начиная от своей двери»), В ходе выполнения испытуемыми каждой задачи измерялся кровоток в различных участках коры. Кровоток в зрительной коре был больше, когда испытуемые выполняли задачу на образы, чем когда они выполняли мысленную арифметическую задачу. Кроме того, паттерн интенсивности кровотока при решении задачи на образы был сходен с тем, что обычно обнаруживается в перцептивных задачах (Roland & Friberg, 1985).

В недавнем эксперименте с ПЭТ-сканером (Kosslyn et al., 1993) дается яркое сравнение структур мозга, участвующих в восприятии и образном представлении. Испытуемые во время сканирования мозга выполняли две различные задачи - задачу на восприятие и задачу на образы. В задаче на восприятие прямоугольная заглавная буква предъявлялась на фоне сетки, а затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик; задачей испытуемого было решить как можно быстрее, попадает ли крестик на какую-либо часть прямоугольной буквы (рис. 9.8). В задаче на образы снова предъявлялась фоновая сетка, но без прямоугольной буквы. Под сеткой была строчная буква, а испытуемых перед этим инструктировали создать образ прописного варианта этой строчной буквы и спроецировать его на сетку. Затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик, и испытуемым надо было определить, попадает ли он на какую-либо часть воображаемой прямоугольной буквы (рис. 9.8). Неудивительно, что задача на восприятие вызывала повышение нервной активности в участках зрительной коры. Но то же происходило и в задаче на образы. Действительно, задача на образы приводила к повышению активности в тех структурах мозга, которые, насколько известно, относятся к первичным зонам коры, первыми получающим зрительную информацию.

Следовательно, образы сходны с восприятием, начиная с самых ранних этапов обработки информации в коре. Кроме того, когда нервная активация в этих двух задачах сравнивалась непосредственно, в задаче на образы активация была больше, чем в задаче на восприятие, и этот факт говорит о том, что задача на образы требовала больше «перцептивной работы», чем задача на восприятие. Эти результаты почти не оставляют сомнений, что образы и восприятие опосредуются одними и теми же нервными механизмами. И здесь мы снова находим в результатах биологических исследований подтверждения гипотезы, которая была изначально предложена для психологического уровня.

Операции над образами

Как мы отмечали, мысленные операции над образами выполняются аналогично операциям с реальными зрительными объектами. Многочисленные эксперименты объективно подтверждают эти субъективные впечатления.

Одна из наиболее хорошо изученных операций - мысленное вращение. В классическом эксперименте испытуемым в каждой пробе показывали заглавную букву «R». Эта буква предъявлялась и нормально (R), и зеркально (Я), а также с обычной вертикальной ориентацией или повернутой на различные углы (рис. 9.9). Испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Чем больше буква была повернута относительно своего вертикального положения, тем больше времени требовалось испытуемым на принятие решения (рис. 9.10). Эти результаты позволяют предположить, что при принятии решения испытуемые мысленно вращали образ буквы, пока он не становился вертикально, и тогда проверяли, обычная это буква или зеркальная.

Рис. 9.9. Изучение мысленного вращения. Показаны примеры букв, предъявлявшихся испытуемым при изучении мысленного вращения. После каждого предъявления испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Цифрами показан угол поворота относительно вертикали (по: Cooper & Shepard, 1973).


Рис. 9.10. Время принятия решения при изучении мысленного вращения. Время, затраченное на принятие, решения, была ли буква обычной или зеркальной, было наибольшим при повороте буквы на 180°, т. е. когда она предъявлялась вверх ногами (по: Cooper & Shepard, 1973).

Еще одна операция, одинаково применимая к образам и восприятию, - это сканирование объекта или пространства. В эксперименте по сканированию образа испытуемые сначала изучали карту несуществующего острова, содержавшую 7 особых участков. Карту убирали и просили испытуемых представить ее образ и сосредоточиться на определенном месте (например, дереве в южной части острова - рис. 9.11). Затем экспериментатор называл другое место (например, дерево в северном конце острова). Испытуемым надо было, начиная с зафиксированного места, просканировать свой образ острова, найти названное место и тогда нажать кнопку «прибытие». Чем больше было удаление между местом старта и названным местом, тем больше времени испытуемым требовалось для ответа. Это указывает, что испытуемые сканировали свой образ во многом так же, как они сканировали бы реальный объект.

Еще одно сходство между образной и перцептивной обработкой состоит в том, что обе они ограничены величиной зернистости. Например, от величины зернистости электронной трубки телевизора зависит, насколько маленькими могут быть детали на экране, чтобы оставаться различимыми. Хотя на самом деле экрана в мозге нет, можно представить, что образы возникают как бы в мысленной среде, зернистость которой ограничивает количество деталей, которые можно обнаружить в образе. Если величина зерна фиксированная, то меньшие образы разглядеть труднее, чем большие. Это положение подтверждается многими данными. В одном эксперименте испытуемые сначала формировали образ знакомого животного, скажем кота. Затем их просили решить, есть ли у воображаемого ими животного определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины - маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины - маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство.

В случае больших образов испытуемые принимали решение быстрее, чем в случае меньших. Итак, и в образах, и в восприятии чем больше образ, тем легче рассмотреть детали объекта (Kosslyn, 1980).

Зрительное творчество

Существует бесчисленное количество историй об ученых и художниках, создавших свои самые выдающиеся работы посредством визуального мышления (Shepard & Cooper, 1982). Хотя эти истории и не являются строгим свидетельством, они - один из лучших имеющихся показателей силы визуального мышления. Удивительно, что визуальное мышление весьма эффективно работает в таких абстрактных областях, как математика и физика. Альберт Эйнштейн, например, говорил, что он редко думает словами и разрабатывает свои идеи в виде «более или менее четких образов, которые можно "произвольно" воспроизводить и комбинировать». Так, Эйнштейн говорил, что идея теории относительности возникла у него первоначально, когда он думал о том, что «видел», представляя себе, как он догоняет световой луч и равняется с ним.

Пожалуй, самый замечательный пример можно привести из химии. Фридрих Кекуле фон Страдониц пытался определить молекулярную структуру бензола (которая оказалась кольцеобразной). Однажды ночью ему приснилось, что корчащаяся змееподобная фигура неожиданно свернулась в замкнутую петлю, кусая собственный хвост. Строение этой змеи и оказалось структурой бензола. Образ во сне оказался решением важнейшей научной проблемы.

Мышление в действии: решение задач

Для многих людей решение задач олицетворяет само мышление. При решении задач мы стремимся к цели, не имея готового средства для ее достижения. Мы должны разбить цель на подцели и, возможно, поделить эти подцели далее, на еще меньшие подцели, пока не дойдем до уровня, на котором мы располагаем необходимыми средствами (Anderson, 1990).

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь — процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышления — понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека . Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память .

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями . Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов . Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

"Как странно выглядят мечты, когда они становятся реальностью"

Одной из граней образного мышления является чувственное знание или говоря языком парапсихологов эмпатийное восприятие*. Критерием возврата человека к образному мышлению является умение мыслить методом озарения. Это метод мысленного погружения в проблему, при котором ответ приходит мгновенно, как озарение. Он именно приходит, выстреливает из подсознания . Возникает внутреннее состояние радости - вот оно, теперь все понятно. Ответ приходит сам. Например, тот же Менделеев именно таким способом и открыл таблицу элементов. А люди, которые могут мгновенно перемножить любые числа? В таких случаях и работает образное мышление, которое обычно сопровождается чувством эмоционального накала. Человек внутренне проводит какую-то работу, он погружается в проблему, и затем выстреливает ответ. Еще его называют методом погружения.

/*Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним./

Получается, что человек, который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Механизмы решения задач также могут эволюционировать или деградировать в зависимости от роста человека или его упадка.

Люди, которые постарше, наверняка помнят, что в школе они не заучивали таблицу сложения. Они понимали принцип, как можно их сложить. Сейчас в школах учат не только таблицы умножения, но и таблицы сложения. Они просто зазубривают готовые ответы. Безусловно это показатель деградации.


И еще, лингвисты хорошо знают, что английский язык абсолютно пустой . Он не вызывает в сознании человека образов. Его иногда называют языком искусственным или знаковым. Всего-навсего отражение материального в неведомо откуда взявшемся звуке, где звук далёк от того, что он отражает. Возьмём звуковое значение принятия пищи, по-русски: еда, пища, харч, хавчик, жор, есть и другие звуковые обозначения этого процесса. А в английском? Одно слово “фуд” . Или: я тебя люблю, тебя люблю я, да люблю я тебя! А в английском: I love you . Всё, больше ничего и никак иначе. Только знак, никакой образно-временной наполненности.

Поэтому честные учёные из Израиля прямо заявили, что русский язык развивает не только левое полушарие головного мозга, но и правое. Потому что он создаёт образы, а другие европейские языки на это не способны.

Самый же отсталый из европейских языков - это английский. Единственное, что он способен развить, так это память и левое полушарие головного мозга. Вот и ответ, почему самый примитивный из европейских языков так стремительно навязывается всему миру. Но это так, к слову о лингвистике.

Поэтому разумно предположить, что у наших пращуров было больше механизмов решения поставленных задач. Допустим человек искал ответ на поставленный вопрос. Он погружался в этот вопрос. По сути, он соединял два образа: образ себя на данный момент, и образ ситуации, в которой он оказался. А дальше синтезируя два эти образа на чувственном уровне, ему методом озарения приходил ответ наиболее оптимального решения. Или человек занимался выбором правильного действия из веера возможных решений. Он брал образ себя, образ ситуации и дальше образ возможного решения . Синтезировав три этих образа, он получал ответ того, к чему это приведет. То есть что будет, если человек сделает такой выбор. И сейчас многие люди так делают, особенно те, у кого не так сильно развито левое полушарие (структурно-логическое мышление, абстрактное) по сравнению с правым полушарием (чувственно-эмоциональное, интуитивное, связь с информационным полем Вселенной). Происходит считывание образом моделирования событий, образом выбора вектора дальнейшего движения.

Стоит отметить, что левополушарная и правополушарная работы не противопоставлены друг другу вообще никак. Распространенное суждение гласит, что левое полушарие отвечает за структурно-логическое мышление, за логико-математический анализ, а правое полушарие за образно-чувственное.

*Современная система образования утверждает, что направлена на то, чтобы гипертрофировать левое полушарие и при этом как-то ограничить правое полушарие. Но мы видим, что для современных людей уже не доступны элементарные логические конструкции.

Образная работа включается тогда, когда у человека в гармонии оба полушария. Мы опять видим троичность . И обосновать это достаточно легко. Как включается метод погружения? Мы начинаем думать, и искать логические взаимосвязи с изучаемым объектом. У нас включается левое полушарие. Но дальше, в процессе этой работы, идет определенная сонастройка с образом задачи. И благодаря этой сонастройке у нас активизируется правое полушарие. Мы начинаем чувствовать этот образ на уровне эмпатии сверхчувственного восприятия. Логика по-прежнему работает, но одновременно мы уже ищем ответ, чувствуя задачу. Вот тогда и выстреливает мыслеобраз ответа.

Еще одним способом образного мышления, но более низкого порядка, является разговорная речь.

Вы никогда не задумывались над тем, как в вашей голове возникают слова? По большому счету они возникают спонтанно. Мы формируем в голове образ той мысли, которую хотим донести, и она изливается в виде предложения. Если бы мы задумывались над каждым словом, мы не смогли бы так быстро говорить. Как только мы начинаем подбирать слова, речь становится прерывистой. На этой основе и появилась наука, изучающая психологию человека по его речи. Или, к примеру, в голове возникает образ зебры, и мы сразу же понимаем, что это полосатое парнокопытное. Если слово неизвестно - не возникает ничего. Можно сказать, что это память, но ни один современный компьютер не сможет так быстро подобрать то описание, которое как озарение возникает в нашей голове. Да и где там может все это уместиться? Мы не ищем ответ, мы его сразу получаем. Подумайте над этим.

Понять, какое полушарие у вас развито больше поможет простое упражнение. Сложите, не задумываясь, пальцы рук в замок. В зависимости от того, палец какой руки окажется сверху, то противоположное полушарие у вас и более развито. Если сверху палец левой руки, то более развито правое полушарие.
Теперь сложите пальцы рук так, чтобы сверху оказался палец другой руки. Чем большее неудобство для вас доставляет эта процедура, тем больше разница в развитии полушарий головного мозга. В таком случае вам необходимо отстающее полушарие подтягивать к более развитому, а не наоборот.

Важно гармоничное развитие обоих полушарий . Именно поэтому в старину люди умели писать двумя руками, а воины умели сражаться сразу двумя мечами. Если ваш ребенок левша, не спешите переучивать его в правшу . Гораздо важнее просто научить его писать или держать молоток правой рукой также как и левой. Тогда вы получите гармоничную личность, а не личность с подавленной интуицией.

Одной из задач, которую умели делать древние жрецы, было умение одновременно писать двумя руками в двух тетрадках тексты на две темы. Именно это нашло свое отражение в легендах о Цезаре в том, что он умел одновременно решать несколько задач. Отсюда же и ведическое понятие дважды рожденных.

Да и мужчина и женщина, по сути, являются половинками чего-то единого, хотя и находящегося на другом плане мироздания. Все по образу и подобию, как вверху, так и внизу.

Поэтому образное мышление - это мышление методом озарения . Обычно погружение происходит через левое полушарие. Мы осмысляем, думаем, пытаемся логически выявить закономерности. Дальше через концентрацию происходит активизация правого полушария, человек начинает чувствовать задачу. И когда они выравниваются, происходит озарение, выстреливается готовый мыслеобраз ответа, который мы просто считываем. Это можно сравнить с буквицей Ижеи, с образом потока. Человек входит как бы в поток. Между полушариями появляется поток, который и считывается умом. Вхождение в поток является следствием и приятным побочным эффектом выравнивания пропорционального соотношения активации полушарий головного мозга. Теперь понятно, почему сознание сравнивается с потоком, а жизнь с движением?

Когда мы работаем со слогами в буквице, что происходит? Мы берем слог, есть одна буквица со своим образом, есть и другая со своим образом. Дальше начинается логическая работа погружения в синтез этих двух образов, и их чувственное осознание. Мы берем две частности и выдаем синтезированный мыслеобраз общего. Говоря другими словами, мы делаем шаг левым полушарием, потом шаг правым, выравниваемся и выстреливает поток общего мыслеобраза. По сути, мы занимаемся свитием, в противовес развитию, синтез в противовес анализу.

И еще. Образное мышление включает процесс разархивирования сжатой информации из энергоинформационного поля Нави,(Ноосфера) а образы - это ключи или принципы для извлечения информации из прошлого опыта мироздания. Этот опыт и называют Хрониками Акаши и энергоинформационным полем Нави.

Путь развития необходим для того, чтобы находить уникальное, неповторимое в чем-то общем. А путь свития необходим для того, чтобы в уникальных вещах находить нечто общее. А говоря другими словами, происходит самосовершенствование через познание непознанного в самом себе. А теперь подумайте, в чем суть образного "противостояния" Белобога и Чернобога.

ЭПИЛОГ

Давайте рассмотрим один пример обратной связи образного мышления и математики. Мы упоминали при описании Буквицы, что одна грань образа буквицы I (Ижеи) тождественна силе тока. По сути вектор силы. Кроме этого мы знаем, что I=U/R, где, U - напряжение, вектор устремления электронов, сила за единицу пространства, R - сопротивление или инерция, равная массе за единицу времени, I - сила тока, количество электронов за единицу времени.

Какую буквицу можно соотнести с устремлением и приближением к цели? Буквицу Укъ, пределом которой является буквица Оукъ. Теперь вспоминаем - чтобы включить поток, что нужно остановить, что этому сопротивляется? Правильно - мысль, мыслительный процесс нашего мозга. Получаем буквицу Мыслетѣ. К чему мы пришли? I=У/М. А если подставить числовые значения буквиц, мы получим: 10=400/40. Совпадение? Хорошо, давайте найдем мощность - Р=U·I или У·I=҂Д (4000) - усиление потока волей порождает действие высшего порядка. А сам поток можно получить усилив бытие (Есть) знанием (Вѣди) - I=В·Е.

Конечно, логик скажет: I=М/Д, I=С/К, I=Ф/N и т. д. и т. п. Давайте вспомним, что означает деление по х"арийской арифметике: соотношение сфер влияния или отношение того, что вверху к тому, что внизу. И в данном случае это отношение порождает поток. Тогда М/Д - соотношение мыслей и дел порождает поток божественного света. С/К - соотношение озвученной мысли и соединения (наполнения) нескольких систем (объем) опять порождает вектор силы. Ф/N - соотношение значимости сути и воплошенного образа. Все результаты этих арифметических действий порождают различные виды движения.

Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно пойти еще дальше, утверждая, что имея дело с электрическим током, мы, по сути, имеем дело с механическими аспектами электричества и магнетизма, и феномен тока можно описать теми же математическими уравнениями, которые применяются к обычному движению в пространстве. Т е прийти к уравнению v=s/t, где v - скорость, s - пространство, t - время. Закон подобия в действии.

Здесь уже уместно привести высказывание известного альтернативного физика Брюса ДеПальма:

“Время, как проявление более глубокой и базовой силы - вот что нас заботит. Точка соприкосновения - инерция объектов связана с энергией времени, текущей через них”.

Вспомнив квантовую теорию и приравняв пространство и время к единице, мы можем прийти к единице скорости считывания потока озарения в материальном мире. Как вы думаете, чему она равна? Сознание - это поток, поток - это электрический ток, электрический ток - это скорость нервных импульсов, нервные импульсы - это основа работы мозга. Что в их основе? Свет! Следовательно, естественная единица скорости в Явном или материальном мире равна скорости света, т е 2,9989 x 1010 см/сек. Округлив, мы получим 3 (Глаголи) - движение, истечение, направление, передача знания от истока. Хотя и без округления - достаточно интересное число. А через частоту света мы выходим на физические величины единиц пространства и времени.

Величина тока измеряется количеством электронов (единиц пространства) за единицу времени. Единица пространства за единицу времени - это определение скорости, поэтому электрический ток - это скорость, т е движение. С математической точки зрения не важно, движется ли масса в пространстве или в массе движется пространство. Осталось только понять какой вид движения находится в основе. Подумайте над этим в терминах и образах свития и развития Вселенной.

Понять все это чисто логически - бесполезная трата времени. Это можно только прочувствовать. Вот в этом и заключена вся суть образного мышления.

Не засоряйте, чада молвь Родную, глаголом и наречиями чужого языка.
В сердцах живут лишь словеса Родные, и мертвы для Души иные голоса.

Немного волнительных фото-картин:

Это и есть настоящий друг!

5. КАК СОЗДАВАТЬ МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ

Загляни в себя. Там неисчерпаемый источник добра и благополучия. Он никогда не иссякнет, сколько бы ты ни пил из него.

Древняя мудрость

Прежде чем вы научитесь управлять и направлять это "нечто" в нужное русло, необходимо узнать, как функционирует ваше сознание. Эта созидательная сила является наиболее значимой его частью, но она неуловима и неосязаема, поэтому очень трудно войти с нею в контакт до тех пор, пока вы не обретете ясного понимания своего внутреннего сознания.

Знаете ли вы, к примеру, что в действительности человек думает не мыслями, а… образами, картинками! И оттого, что вы думаете образами, а не словами, ваш мозг в своих базовых, "механических" действиях ничуть не отличается от мозга первобытного человека, жившего тысячи лет назад.

Он также думал картинками до того, как развился язык. Когда первобытный человек возвращался в свою пещеру после охоты, у него был единственный способ поведать своим соплеменникам о том, что с ним произошло, - нарисовать грубые рисунки углем или нацарапать их на каменной стене своей пещеры.

Постепенно, воспроизводя картинки с одинаковым значением снова и снова и связывая звуки с определенными объектами и событиями, примитивный человек подошел к тому, что стоило ему начать рисовать известную картинку, и соплеменники уже понимали его. Возможно, эти примитивные картинки постепенно сократились до символов, символы стали буквами, затем словами и, наконец, предложениями. Так родился первый в мире язык.

Но при всей нашей хваленой цивилизации, при всем множестве языков с огромным словарным запасом, призванным описать все чувства, все идеи и весь наш мир, человек по-прежнему думает в основном мысленными образами. Я легко докажу это вам.

Вспомните минувший день и подумайте о каком-нибудь необычном переживании, произошедшем с нами сегодня. Как только вы вызовете это воспоминание в памяти, вы увидите перед своим мысленным тором изображение того, как вы делаете что-либо, находитесь где-то, встречаетесь с кем-то. Но вы бессильны передать мне эти изображения, пока не облечете их в форму слов - символов, с помощью которых я смогу вас понять. В свою очередь, слушая ваши слова, я должен перевести их в образы, возникающие в моем сознании, чтобы увидеть и понять ваши переживания.

Итак, совершенно очевидно, что мы думаем в основном образами. Это один из самых значительных фактов, которые вы когда-либо сможете узнать о вашем сознании. Вот еще столь же важный факт: если мысленная картинка объединяется с внутренней созидательной силой, то воображаемое притягивает к себе реальные явления (которых вы желаете или которых опасаетесь).

Созидательная сила действует как магнит

Это совершенная правда, потому что созидательная сила действует как магнит. Предоставьте ей яркую, четкую картинку того, что вы желаете, и она начнет

притягивать к вам соответствующие условия - привлекая к вам вещи, ресурсы, возможности и даже людей, в которых вы нуждаетесь, чтобы помочь реализовать то, что вы нарисовали в своем воображении!

В это трудно поверить? Оглянитесь назад! Вспомните, как вы очень сильно боялись чего-либо, и это ужасное событие действительно произошло. Возможно, вы не осознавали этого, но яркие образы пугающего события так повлияли на "внутреннюю силу", что вы просто вынудили ее привлечь к вам соответствующие условия и сделать вас чувствительными именно к тем событиям, которых вы боялись.

Дело в том, что эта внутренняя созидательная сила действует, не рассуждая. Она лишь исполняет наши приказания, переданные ей в форме мысленных картинок с заключенными в них сильными ощущениями желания, стремления или страха. Вот почему я называю эту внутреннюю силу ТНТ. Ее мощь может обратиться вам на пользу или во вред, в зависимости от того, думаете ли вы конструктивно или деструктивно.

Теперь вы можете понять, каким образом происходят в вашей жизни хорошие и плохие события. Это внутреннее "нечто" стремится услужить вам, и результаты зависят от того, какие именно мысленные образы вы ему предоставили.

Насколько хорошо с этой точки зрения устроена ваша жизнь? Если неприятные переживания занимают в ней столько же места, сколько радостные и желанные, вам нужно как можно скорее изменить ситуацию. И вы в состоянии сделать это немедленно, фундаментально изменив свое мысленное отношение, преодолев страхи и беспокойства и заменив их позитивным, уверенным, мужественным мышлением.

Нет больше никаких сомнений (и никогда не было для людей, хорошо понимающих работу сознания) - "Какие у человека мысли - таков он и есть ".

Хорошенько запомните этот важный факт. Пусть ил мысль доминирует в вашей повседневной жизни. Всякий раз, испытывая внутреннее беспокойство, когда вас мучают отрицательные мысли или эмоции, решительно уберите мрачные образы из своего сознания. Хотите ли вы, чтобы созидательная сила в вашем сознании принялась за осуществление этих образов? Хотите ли вы, чтобы страхи и темные желания начали притягивать к себе соответствующие переживания и события? Если нет, немедленно избавьтесь от этих образов. Замените их другими - радостными и светлыми. Освободите себя от страха, раздражения, ненависти, ревности - от всего, что мешает нашему счастью, - и замените их положительными эмоциями и отношением к миру. Как только вы сделаете этот шаг, вы разрушите власть, которую имели над вами мрачные образы.

Опасайтесь неверного обращения с ТНТ!

ТНТ - это чудесное орудие в умелых руках, но оно может "сразить вас наповал", если вы ненароком выстрелите в себя.

Очистив свое сознание от неверных мысленных образов и эмоциональных реакций, вы готовы с верой и надеждой приступить к созданию образов, ведущих к положительным достижениям.

Вера - это источник энергии внутренней созидательной силы. Позже я расскажу об этом подробнее. Пока что просто подчеркну: для того чтобы мысленные образы превратились в реальность, нужно в них верить. Сомнения разрушают мысленный образ и размагничивают созидательную силу, так что в результате вы получаете лишь половину желаемого, или ничего, или даже обратный результат.

Изображайте желаемое как уже свершившийся факт. Представляйте себе, что обладаете желаемой вещью, достигли положения, к которому стремитесь, делаете то, о чем мечтали. Не пытайтесь продумать шаги, которые, по вашему мнению, необходимо предпринять для достижения желаемого. Ваш сознательный разум настолько ограничен в своих возможностях - ограничен пятью физическими ощущениями, - что не может знать, какой из путей будет наилучшим. Но ваше подсознание, "нечто внутри", не ограничено ни временем, ни пространством. Оно может действовать на всех уровнях и во всех направлениях сразу. Оно может предоставить в ваше распоряжение всевозможные случайности и свести вас с необходимыми людьми, даже с теми, которых вы совсем не знаете.

Все, что вам понадобится для осуществления ваших стремлений, будет предоставлено внутренней силой, если вы будете последовательно, день за днем, воображать желаемое и прилагать все усилия, чтобы поддержать ваше искреннее стремление.

Методика очень проста. В положенное время она принесет желанный результат, если вы освоите искусство мысленного представления.

Но я должен пояснить, что имеются два типа сознания. Для первого более характерно представлять желаемое в зрительных образах, картинках - визуализировать. Второй тип представляет события в виде эмоций. Если вы обнаружите, что вам трудно создавать картинку желаемого перед мысленным взором, не принуждайте себя к этому. Возможно, вы относитесь к чувствующему типу. Все, что вы должны делать в таком случае, - это сконцентрироваться на воображаемой фокусной точке в темноте вашего внутреннего сознания и позволить себе почувствовать: то, чего вы желаете, уже осуществилось в вашем сознании. Вашей внутренней силе останется лишь материализовать достигнутое в реальном мире. Таким образом, вы получите те же результаты, как и люди, с легкостью создающие мысленные картинки.

Вы должны уметь расслабляться!

Само собой разумеется, что, перед тем как сконцентрироваться на желаемом, вы должны узнать, как расслабить тело и сделать сознательный разум пассивным.

Умеете ли вы расслабляться? Можете ли вы "покинуть" ваше тело так, что оно совершенно обмякнет? Можете ли вы потерять ощущение собственной материальности на то время, когда будете медитировать или заниматься визуализацией?

Многие мужчины и женщины сообщали мне, что испытывают большие трудности, пытаясь добиться состояния полного физического и психического покоя. Они испытывают ощущение напряжения в задней части шеи, в глазах и в области солнечного сплетения - в одном из этих мест или во всех сразу. Они говорят, что не подозревали, насколько они напряжены и нервны до тех пор, пока не попытались успокоиться, телом и мыслями. Некоторые говорили мне, что их сознательное мышление так наполнено беспорядочными обрывками всевозможных мыслей, страхов и тревог, что они попросту не в состоянии очистить его и подготовить к созданию мысленного рисунка желаемого.

Что же, ничего удивительного. Очень многие из пас проводят в такой суете всю свою жизнь, день за днем. Мы сформировали очень дурные привычки мышления, и только немногие умеют до определенной степени контролировать свои эмоции. Всевозможные мелочи способны вывести нас из себя, и мы несем эти неприятности с собой весь день. Они остаются с нами и тогда, когда мы отходим ко сну и пытаемся расслабиться и подумать о чем-нибудь хорошем. В результате, пытаясь успокоиться, мы еще ярче представляем себе неприятности минувшего дня, вытаскивая их на поверхность нашего сознания.

Как можно от них избавиться? Вот важный вопрос! Еще важнее ответ, если вам удастся его получить. И вы получите его, если когда-либо ставили перед собой ясные и отчетливые цели.

Известно ли вам, что наш мозг не в состоянии удерживать одновременно более одной мысли? Это действительно так! В любой момент времени вы можете думать только о чем-то одном. Секрет концентрации заключается в умении сосредоточить внимание сознательного разума на воображаемой фокусной точке на мысленном экране. Вообразите себе, что этот экран растянут в темной комнате вашего внутреннего сознания, на всю ширину поля зрения. Все другие; случайные мысли, заботы, опасения не могут проникнуть сквозь этот экран.

Спроецируйте свою собственную картинку

Посвятите некоторое время тому, чтобы успокоиться и расслабиться, и поместите на воображаемый экран свою собственную картинку. Не старайтесь удерживать ее слишком долго. В тот момент, когда вы почувствуете, что картинка достигла вашего внутреннего сознания, созидательной внутренней силы, скажите себе: "Готово", - подтвердив словесно ваши чувства или вашу визуализацию, и пусть дальше все идет своим чередом.

Снимая фотокамерой, вы ведь не достаете негатив, чтобы проверить, получился ли снимок, не так ли? Доверьтесь созидательной силе, которая всегда с вами, она сделает все для вас. Занимайтесь своими делами в счастливом ожидании. Картинка, которую вы представили себе, находится в процессе материализации. Но продолжайте проецировать ее каждый день по несколько раз, и вечером, перед отходом ко сиу, до тех пор, пока то, что вы изображаете или чувствуете как свершившийся факт, не станет событием реальной жизни.

Теперь рассмотрим следующий вопрос. Что нужно делать, чтобы помочь нашему мысленному образу осуществиться? Мы не можем просто сидеть и ждать сложа руки, в ожидании, что созидательная сила сама сделает за нас всю работу. Лучший способ доказать внутренней силе серьезность наших устремлений - приняться за работу и делать все возможное для достижения избранной цели. Иногда вы не сможете достичь той цели, к которой, как вам кажется, направлены ваши усилия, но зато добьетесь гораздо лучших результатов там, где вовсе этого не ожидали.

Билл Мак-Дэниэл был одним из лучших страховых агентов в Нью-Йорке. Он верил в высшую мудрость разума и приписывал свой успех тому, что умело прислушивался к внутреннему голосу. Билл был абсолютно уверен в том, что когда он воображает себе продажу полиса или заключение страхового договора как уже совершенную сделку, то все, что остается, - что только поставить подписи. Тем не менее он не стремился выдать желаемое за действительное. Он тщательно обдумывал каждый контракт, много "работал" ногами, устанавливая личные контакты, и старательно готовил почву для каждой из своих сделок. Иногда интуиция говорила ему, что не следует подталкивать события, что нужно сидеть тихо и выжидать, перед тем как сделать решительный бросок и загнать добычу.

Однажды он выжидал таким образом подходящего момента, чтобы продать брокеру с Уолл-стрит договор на пятьдесят тысяч долларов в год. Этот человек был твердым орешком. У него была одна особенность, хорошо известная тем, кому приходилось иметь с ним дело. Он был помешан на пунктуальности. Человек, опоздавший на встречу на пять минут, мог быть уверен, что его не примут. Этот брокер обладал развитым чувством собственной значимости и очень ценил свое время. Он постоянно находился в разъездах, и договориться о встрече с ним было нелегко.

В этот день Биллу Мак-Дэниэлу крупно повезло. Он позвонил своему потенциальному клиенту, и тот назначил ему встречу ровно на одиннадцать утра. Билл спустился в метро, оставив себе достаточно времени про запас, дабы не опоздать к назначенному сроку. Чтобы попасть на Уолл-стрит, ему необходимо было сделать пересадку на Таймс-сквер. Пробираясь через толпу, он заметил маленькую пожилую женщину с внешностью иностранки, которая стояла в сторонке, вцепившись в свой старомодный чемодан, и едва не плакала от страха и растерянности. Никто не обращал на нее ни малейшего внимания. Это была всего лишь маленькая трагедия - одна из многих, которые ежедневно происходят никем не замеченные в таком большом городе, как Нью-Йорк. Но образ этой женщины прочно застрял в сознании Билла, когда он спускался по лестнице к поезду, который уже подходил к перрону. Он посмотрел на часы. Было без двадцати одиннадцать. Через несколько минут подойдет следующий поезд. Он еще может успеть. Билл вновь поднялся по лестнице и подошел к маленькой старушке.

Здравствуйте, матушка, - поприветствовал он ее. - В чем дело? Вы потерялись?

Она посмотрела на него с надеждой и кивнула головой.

Как вас зовут и где вы живете? - спросил Билл.

Я не знаю, - покачала она головой.

Есть ли у вас какие-нибудь родственники, сын или дочь?

Я не знаю, - сказала она жалобно.

Несчастная женщина была так расстроена и потрясена, что не могла думать.

Матушка, вы позволите мне заглянуть в ваш бумажник? - сказал Билл.

Он протянул руку, и она передала ему сумочку. Им конец он натолкнулся на клочок бумажки, на котором был нацарапан адрес, содержавший имя женщины и номер улицы в Бруклине.

Билл прочитал содержание записки маленькой старушке и спросил:

Это ваша дочь?

Да, да! - закивала женщина, и ее лицо осветилось. - Это моя дочь!

Это к ней вы ехали? - спросил Билл.

Билл взял ее под руку.

Пойдемте со мной, матушка. Не беспокойтесь, теперь все будет хорошо. Я посажу вас на нужный поезд.

Вместе они спустились на платформу. Поезд на Бруклин только что подошел к перрону. Билл обратился к служителю в ближайшем вагоне.

Эта женщина потерялась. Вот здесь записан ее мдрес. Она направляется к своей дочери в Бруклин. Не могли бы вы оказать ей небольшую услугу? Нужно проследить, чтобы она сошла на нужной станции, и попросить дежурного по станции посадить ее в такси пли позвонить ее дочери, чтобы она приехала за ней.

Конечно, мистер! - сказал служитель, принимая клочок с адресом. - Заходите, матушка, мы присмотрим за вами.

Билл повернулся, собираясь уйти, но успел услышать слова благодарности, произнесенные дрожащим старческим голосом: "Бог да благословит тебя!"

Удача часто поджидает нас в самых неожиданных местах

Затем Билл опять взглянул на часы. Без семи одиннадцать. Он опоздал. Теперь бесполезно ехать на Уолл-стрит - клиент не захочет встретиться с ним.

Очень многие на месте Билла сказали бы: "Вот что значит поступать как добрый самаритянин. Я упустил возможность продать контракт на пятьдесят тысяч долларов!" Даже Билл сознался, что в первый момент почувствовал легкую досаду. Он готовился к этой встрече несколько недель, и трудно было понять, почему вдруг он проявил такую слабость. Без сомнения, кто-нибудь другой в конце концов позаботился бы об этой старушке - кто-то, не так ограниченный во времени. Но по какой-то неведомой причине он просто не смог пройти мимо и не помочь этой одинокой женщине. Может быть потому, что в тот момент он подумал: "Это чья-то мать. Если бы это была моя мать, разве я не сделал бы для нее все, что в моих силах?"

Ну что ж, дело было сделано - и Билл был рад, что поступил именно таким образом. Этот взгляд, полный отчаяния и молящий о помощи, долго преследовал бы его, пройди он мимо. Однако не каждый день встречаются такие хорошие люди, как этот брокер с Уолл-стрит.

Билл уже садился в поезд, чтобы ехать в свой офис, но тут ему пришла в голову мысль, что в этом районе - поблизости от пересечения Пятой авеню и Сорок второй улицы - находится контора другого потенциального клиента, с которым он оговаривал возможность заключения контракта на сто тысяч долларов в год. Разговор состоялся шесть недель тому назад. После этот человек уехал в Европу, но на днях Билл прочел в газетах, что он вернулся. Раз уж это неподалеку, не попытать ли счастья и заглянуть к нему, чтобы напомнить о себе?

Приемная в конторе была забита людьми. Все они, как и Билл, хотели повидать этого человека. Но Билл не договаривался о встрече, и вряд ли ему стоило дожидаться в хвосте этой огромной очереди. Он вышел в коридор и пошел по направлению к лифтам. Идя по коридору, он заметил, что дверь, ведущая из кабинета бизнесмена прямо в коридор, слегка приоткрыта. На дворе стоял жаркий август, и, возможно, кондиционер не справлялся с охлаждением.

Неожиданно, подчиняясь внезапному импульсу, Вилл подошел к приоткрытой двери и заглянул в кабинет. К его изумлению, бизнесмен сидел совершенно один, изучая какие-то бумаги. Он поднял голову, и их взгляды встретились.

Билл Мак-Дэниэл! - воскликнул сидящий за столом. - Заходите! Вот так совпадение! Я как раз собирался позвонить вам. Я изучаю ваше страховое предложение. Вчера вечером я попал в автомобильную аварию и решил, что впредь должен лучше позаботиться о своем имуществе!

Но у вас в приемной полно людей! - сказал Билл.

Подождут, - ответил бизнесмен. - Это важнее.

Через сорок минут Билл Мак-Дэниэл вышел, унося в кармане подписанный договор на сто тысяч долларов. Если бы не маленькая старушка… он бы успел па назначенную встречу.

Этот случай преподал мне один из самых важных уроков в жизни, - признался мне Билл, рассказывая об этом происшествии. - Отпусти свой хлеб по водам, и он вернется к тебе пирогом.

История эта весьма поучительна. Представляйте себе желаемое так ярко, как только можете; не жалея усилий, создавайте канву, по которой ляжет узор вашей судьбы; когда удача отворачивается от вас, не теряйте веру в то, что дела изменятся в лучшую сторону, и, скорее всего, так оно и случится!

Мысль, соприкоснувшись с таинственным "нечто" внутри нас, принесет вам все, что вы пожелаете, с естественными исключениями. Случайная мысль, промелькнувшая в веренице других, затеряется и улетит неведомо куда, как пробка из бутылки шампанского. Но когда одна и та же мысль, образ желаемого, повторяется вновь и вновь, она притягивает к себе объект желания, так же как магнит притягивает булавки. Чем крупнее магнит и чем больше его мощность, тем больше радиус его действия. Так же обстоит дело и с мыслями - чем они ярче, тем выше их притягательная сила.

Как большое увеличительное стекло собирает солнечные лучи, направляя их в одну точку, и прожигает дыру в ткани или бумаге, так и напряженная постоянная мысль (яркий мысленный образ), направленная к одному объекту, сливается с этим объектом. Но вы должны мысленно представлять предмет или образ ваших желаний как реальность. Вы должны рассмотреть эту картинку до мельчайших деталей, почти потрогать ее руками. Затем, как по мановению волшебной палочки, цепь замкнется.

Теперь вернитесь назад и внимательно перечитывайте все с самого начала до тех пор, пока прочитанное не уляжется прочно в вашем сознании.

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Закон привлечения и сила мысли автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава 2. Мысленные волны и процесс их воспроизводства Подобно камню, брошенному в воду, мысль создает рябь и волны, которые распространяются в великом Океане сознания. Однако между мыслью и камнем есть различия: волны на воде распространяются во всех направлениях лишь в

Из книги Большая денежная книга. Как сделать так, чтобы деньги были автора Богданович Виталий

Методика «Образы» Если предыдущее упражнение вам не нравится или оно у вас «не пошло», попробуйте это. Оно направлено на отделение и отдаление от себя образов неудач, неприятностей, страхов, неуверенности. Подсознание мыслит фигурами, образами, движущимися объектами,

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Урок 13 (бис) Мысленные картины В многочисленных способах по улучшению памяти часто прибегают к ассоциациям мысленных картин. Абсолютно необходима натренированность в создании таких картин. Это называется «представить их визуально» С этой целью мы вам дадим сейчас

Из книги Крайон: мир человеческого сознания. Избранные послания Учителей Света автора Сотникова Наталья

Начните создавать свою реальность Осознав, как это работает, вы можете начать практиковаться в сознательном сотворении своей реальности. Поддерживайте концентрацию на создании радости в своей жизни. Это предполагает готовность отпустить все, что радости не

Из книги Крайон. Ключ к сокровищнице Вселенной. Ваши желания будут исполнены автора Шмидт Тамара

Что именно создавать? Здравствуйте, дорогие, я, Крайон, рад поприветствовать вас и вновь признаться вам в любви! Мы всегда рядом с вами и всегда готовы говорить с вами, давать ответы на все ваши вопросы. У вас так много вопросов – и это радует нас, потому что ваши вопросы

Из книги Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья автора Бакнер Марк

Перестаньте создавать проблемы Конечно, в первую очередь нас подталкивают к действию те проблемы, которые не позволяют нам жить спокойно, безмятежно и счастливо. Многие люди годами страдают от одних и тех же проблем, и даже пытаются их решать, но безуспешно. Так

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора автора Закхайм Наташа
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.