Воспитание ребенка возрасте 10 лет. Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис

Ваш сын постепенно взрослеет: внешне и внутренне. Вы едва успеваете за тем, что с ним происходит. Меняется очень многое: от одежды и привычек до мировоззрения и отношения к девочкам.

Сложный подростковый этап заложен природой, его не избежать. У кого-то он бывает раньше, у кого-то ─ позже, но в среднем мальчики начинают превращаться из ребёнка в мужчину именно в возрасте 11-12 лет.

Поверьте, вашему сыну сейчас непросто. На физическое недомогание накладываются неустойчивые психические процессы и новые взгляды на окружающий мир. Если вы будете понимать, что происходит в организме вашего сына и сможете ему это объяснить, то этот этап будет пройден немного легче.

Давайте начнём с физиологических изменений.

Что происходит в организме подростков в 11-12 лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 куб.см, а у 13-летнего ─ уже 443 куб.см. При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга « ».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

У каких мальчиков изменения в поведении в возрасте 11-12 лет проявляются ярче?

Видимость перемен в поведении и здоровье мальчика для него и окружающих будет зависеть ещё и от того, какой образ жизни он вёл в детстве и ведёт в подростковом возрасте.

Ребята, которые много двигаются, занимаются спортом и вообще ведут активный образ жизни, проще переносят трудности переходного возраста. Физически они развиваются более гармонично и им есть куда выплеснуть лишнюю энергию, а порой и агрессию.

Такие активные мальчики и до переходного возраста заставляют родителей и других взрослых «понервничать», поэтому у них изменение поведения в возрасте 11-12 лет не так заметно.

Мальчикам, которые постоянно сидят дома, мало двигаются и, возможно, страдают от лишнего веса, гораздо сложнее. У них перестройки в здоровье и поведении проявляются ярче.

Взрослым, которые привыкли к спокойному ребёнку, тоже бывает трудно перестроиться.

Для родителей, которые хотят понимать своих детей, и особенно для мам, которые хотят, чтобы их сыновья максимально раскрыли свой потенциал мужества мы создали специальный тренинг .

Помните: «Предупреждён, значит вооружён»? Те полезные знания и практика, которые вы получите на тренинге будут опорой, фундаментом для того, чтобы помочь сыну достойно, спокойно и уверенно пройти этот сложный возраст.

Этот курс только про мальчиков , особенности их физиологии и мировоззрения. На тренинге вы узнаете:

  • как понимать и предугадывать поведения своего подростка в определенных случаях;
  • о том, когда отпустить ситуацию, а когда, наоборот, взять под контроль;
  • как в связке мама-папа-сын не превратиться в «лебедя, рака и щуку»;
  • как ваши страхи могут отравить жизнь вашему сыну.

Тренинг начнётся 29 марта и продлится 1,5 месяца. Подробности о программе тренинга и условиях участия .

Подростковый возраст ещё называют переходным — переходным к взрослой жизни и ответственности. Этот этап проходит трудно и для мальчика, и для родителей. Чтобы помочь сыну, вам нужно его слушать, понимать, принимать те изменения, которые с ним происходят. Нельзя подшучивать над его внешностью и отношениями с девочками.

Вопрос к мамам девочек ─ нужна ли статья про физиологические и поведенческие изменения у девочек в подростковом возрасте?

Вот у меня дочь. Во втором классе. Не усидчивая. В прошлом году захотела играть на фортепиано. Объяснили, что это сложно, что придётся много заниматься. Сказала, конечно, что будет. Ну ладно, сдала вступительные экзамены в музыкальную школу. Ходит с сентября. Сольфеджио получается, специальность плохо идёт - потому что ленится заниматься. Не играет каждый день, а если играет, то мало. Говорит, не хочу, не получается. Все дурацкие: ноты, инструмент, учительница. Если я не начну настаивать, вообще не сядет за инструмент. Вот я понимаю, что это не дело. Раз такое отношение, то надо отказаться от музыкалки и все. Но, блин, мне так обидно за купленный инструмент, за время своё, что я тратила весь год - три раза в неделю возила ее туда. Да и вообще ну как так - не получается, сразу лапки кверху и все, даже не попытаться добиться результата. Я понимаю, что нужно смириться и все, но мне это очень тяжело. И самое обидное, что это не только музыки касается, а всего - вообще не хочет прилагать усилия.

131

Дано:я,муж,сын 7 лет и младшая дочь 2лет.
Сын периодически мучается ревностью,пытаюсь бороться.
Но:когда сына отдали в садик,(2 года),я будучи глупой курицей 25 лет,внушила ему,что драться нельзя.
Причина была -стал драться со своим другом,нашим соседом.мамочка,будучи моей хорошей знакомой,грозила мне жалобами заведующей и тп.

Я испугалась.серьезной драки не было,но испугалась именно жалоб.

Сегодняшняя история.сидим в гостях у друзей,у них тоже старший мальчишка 9 лет,и вдруг слышим плач навзрыд сына,и требование к старшему извинись!
К слову сын ходит на борьбу,ошибку я свою осознала,убеждаю дать сдачи.
Но по ходу сын вырос слезомойкой.
Муж заклевал уже.как исправить ситуацию...

194

Всем доброго дня) Сыну 11 лет (5 класс). Начиная где-то с 4 класса, у ребят стали образовываться компашки, кто с кем дружит. Мой сын говорит, что дружит со всеми, что ему все друзья. Но лучший друг был один, они друг к другу в гости ходили, гуляли, в классе вместе сидят. Но в последнее время стала замечать, что мой стал после школы сразу домой идти, а раньше все рвался гулять и опаздывал на тренировки из-за гуляний с другом. Сегодня спросила, почему так - оказалось друг теперь с девочкой гуляет, а моего просят не мешать, у них мол личное общение. Я вижу, что сыну обидно и досадно. Я не знаю, что ему посоветовать. Проблема в том, что я сама не умею дружить. В школе была лучшая подруга, но она меня некрасиво кинула, я очень переживала. Не хочу на сына навешивать свой отстойный опыт в этой сфере. Хочу, чтобы у него были хорошие друзья. Посоветуйте, пожалуйста, особенно те, у кого не было проблем с общением и дружбой. Не хочу давать ребенку советы со своей лузерской перспективы (меня не только школьные, почти все подруги кидали в разные периоды жизни).

49

Честно. Мне иногда кажется, что я хронический неудачник. Стараешься, барахтаешься, а получается, как всегда. Средний сын в этом году идет в школу. Заявление написала первая, на прописи сдала первая. На собрании была, в школу первоклашек ходил, учителя выбрала, сто раз в секретариате побыла. А сегодня звонок - вы не принесли документы, классы сформированы и ваш ребенок не попадает. КАК? Как такое может быть? И главное я не могу заорать, что документы приносила. Имея троих детей, я постоянно куда то ношу ксерокопии. Я просто не помню, относила я в школу нужные ксерокопии. Но знаю точно, если бы мне сказали про них, то я бы сразу приперла. Завтра пойду разбираться. А вдруг не попадем? Вдруг уже ничего не сделаешь? Старший во втором классе этой школы. Это мне по разным что ли носиться, и еще до кучи третьего в сад. Щас завою. Ну что ж я такая везучая?

123

10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только «круглая» дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку большая их часть спровоцирована непониманием своего состояния).

Возрастные особенности

Большая часть изменений в возрасте 10 — 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).


Девочки в 10 лет начинают ощущать себя девушками

Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:

  1. Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать «вопреки» выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
  2. Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
  3. Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
  4. Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).

Полностью покорное поведение опасно воспитанием безвольной личности

В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с изменчивостью эмоционального состояния, что типично для девочки в возрасте 10 — 11 лет. Волноваться по поводу подобной нестабильности не следует, нужно лишь по возможности показать, что вы готовы понять своего ребёнка, если он захочет с вами объясниться или решит обсудить своё состояние.

Особенности воспитания

Случается, что имея благое намерение вырастить «приличного человека», родители воспитывают своего ребёнка в условиях многочисленных «должен» и категоричного «нет», не подкрепляемого никакими объяснениями. Наличие таких беспочвенных (с точки зрения детей) запретов очень тяжело переносится взрослеющей личностью, поскольку познавательные процессы всё ещё активны, желание исследовать окружающий мир – тоже и просто родительское несогласие уже недостаточный аргумент, чтобы останавливаться.


Не следует опираться только на запреты

Запомните: объясняйте ребёнку свои решения.

Неважно, девочка это или мальчик – если ваши дети знают, по какой причине вы ждёте от них определённых действий, они гораздо более внимательны к вашим просьбам. Говорите с ними о последствиях возможных проступков. Не о наказании, а о том, чем проступок обернётся лично для них.

Как правильно вести диалог

Нужно уметь разговаривать с ребёнком 10 — 11 лет. Никогда не давите на свой возраст, и не говорите, что вы «лучше знаете». Если знаете, то объясните, если переживаете, то скажите. Покажите ребёнку, что вы не просто родитель, авторитетное, власть имеющее лицо, но и любящий человек, который переживает и старается уберечь от беды.

Если вы считаете, что это и так понятно, то велика вероятность, что вы не правы. Проговаривайте свои причины, своё отношение. Но будьте готовы, что, даже выслушав вас, ребёнок поступит по-своему. Это неизбежно, он получает свой опыт. Вполне возможно, что вы вспылите по этому поводу – это естественно, но обязательно нужно объяснить, что причина вашей злости не в том, что ребёнок сам по себе нехороший и непослушный, а в ваших переживаниях за его жизнь и здоровье.


Нужно научиться разговаривать с ребенком

Также, в процессе общения не следует сравнивать детей с их братьями и сёстрами, либо с чужими детьми. Это заставляет их обесценивать себя и сомневаться в своих способностях. Тем более не нужно на них кричать.

Поймите: именно в способности контролировать себя и проявляется взрослость.

Здесь не имеется в виду, что взрослый человек – это робот. Конечно, все мы испытываем эмоции, но именно по мере взросления приобретается навык самоконтроля. Нельзя требовать подобного от ребёнка, но можно подать ему пример.

Похвала

Сравнивать детей с кем-то нельзя не только в негативном, но и в позитивном плане.


Ошибки родителей в воспитании

То есть, сказать «Ты красивая (умная, добрая и так далее)» будет верно, а вариант «Ты красивая (умная, добрая), как…» — ошибочно. Во-первых, у детей при таком сравнении может появиться ощущение, что они не уникальны, не ценны сама по себе. Во-вторых, есть риск, что возникнет стремление во всём подражать той другой личности, на которую они оказались похожи, что вновь ведёт к потере индивидуальности.

Неполные семьи

В неполных семьях особая обстановка и, если девочка живёт с папой, желательно удостоверится, что у неё есть старшая «подруга» (бабушка, тётя, няня), которая именно со своей, женской, позиции поможет в решении определённых вопросов. Если вы выполняете такую наставническую роль, то отнеситесь к ней со всей серьёзностью, не разглашайте доверенных вам секретов и не высмеивайте пока ещё незрелые решения своей подопечной.


Неполная семья требует особого отношения к ребенку

Вполне возможно, что девочка в 10 лет не осмелится обсудить какую-либо из волнующих её проблем, поэтому следует осторожно «прощупать» обстановку, ненароком затрагивая «сложные» темы и отмечая для себя реакцию. Страх обсуждения связан с боязнью показать свою неосведомлённость, глупость или неловкость. Если вы выяснили, что именно задевает ребёнка, то можете рассказать что-то забавное о себе по этой теме. Пусть он видит, что неудачи и нелепости бывают у всех, и что запретных тем для обсуждения нет.

Дела по дому

Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.

Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.


В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату

Внимание: если ваш ребёнок имеет отдельную комнату, то не нужно пытаться контролировать процесс, качество и частоту наведения в ней порядка.

Лучше вместо этого:

  • Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
  • Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
  • Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).

Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.

Совместный отдых

По мнению большинства родителей, современный ребёнок к 10 годам не интересуется ничем, кроме телефонов, игр и прогулок. Но виноваты в этом не дети, которые зачастую на протяжении долгого времени предоставлены сами себе. У них нет не только привычки, но даже единичного опыта других вариантов времяпрепровождения. Подарите ему такой опыт, займитесь чем-то вместе, договоритесь, что на один день (или хотя бы на несколько часов) вы вместе отложите телефон, телевизор, компьютер и займётесь чем-то другим.


Совместные прогулки и отдых очень сближают

Это не обязательно должен быть «полезный» досуг, можно и подурачится, но по-особенному. Практикуйте совместную творческую деятельность.

Но! Всегда будьте готовы, что ребёнок не согласится с вашим предложением. Ему нужно уметь самому пофантазировать, попробуйте договориться. Можно чередовать дни, когда занятия планирует ваш ребёнок, а когда вы сами. Не пытайтесь корректировать её планы под свои потребности, дети это чувствуют и могут серьёзно обидеться или потерять мотивацию. Но делать разумные замечания относительно практических моментов в спокойной не критикующей форме можно и даже нужно.

Уважение

Родители, желающие добиться уважения от своих отпрысков должны понимать, что здесь также действует сила личного примера. Не нужно потакать всем капризам ребёнка, но относиться к нему уважительно — обязательно.

В целом, для девочек свойственно более тактичное поведение и большее чувство ответственности. Они легче, чем мальчики, понимают чужую точку зрения, а следовательно и уважительное (как и сострадательное) отношение к окружающим свойственно им в большей степени.

Психология

В 10 — 11 лет девочкам может быть интересна психология. Поддержите это увлечение, попробуйте вместе разобраться в своём внутреннем мире. Читайте соответствующую литературу, наталкивайте ребёнка на размышления о своём внутреннем состоянии. Самопознание, саморазвитие – это именно то, что позволит ребёнку развить уверенность в себе, благополучно социализироваться.


Психологическая помощь родителей поможет ребенку разобраться в себе

Как сказала одна дочь своей маме на вопрос о том, как нужно вести себя с детьми в 10 лет: «Будь искренней и естественной. И не загружай излишней информацией».

Заключение

Универсальных законов того, как должен воспитываться мальчик или дочь в 10-11 лет (да и в любом другом возрасте) не существует. Просто будьте внимательны к своим детям. Это на самом деле отдельные личности, которые априори ничего вам не должны. Но если вы захотите, то сможете стать им надёжным другом и прекрасным учителем. Тогда они будут прислушиваться к вам, и помогать по собственной воле, а не из-под палки, а это, согласитесь, гораздо приятнее.

Этот прекрасный и трудный возраст - 10-11 лет .

Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники – выпускники начальной школы. Это очень непростой возраст. Психологи выделяют возраст 7-10 лет как младший школьный, а 11-15 лет – как подростковый. Таким образом, возраст 10-11лет находится как бы в подвешенном состоянии, то есть ребёнок ещё не подросток, но уже и не младший школьник. Всё перемешано здесь, и поэтому девочки, а потом и мальчики становятся частично неуправляемыми, что характерно для подростков, а с другой стороны – 10-11- летние дети чрезвычайно пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

Ключевым событием психофизического развития 10-11-летнего возраста является половое созревание. С этой точки зрения наши четвероклассники – несомненно, подростки. Это очень влияет на их поведение – проявляется бунтарство, конфликтность. Локально-капризной называют учёные эту первую стадию подросткового периода. Резко усиливаются негативные проявления в домашнем поведении, например, грубость по отношению к маме, и в то же время вне семьи – благовоспитанность и доброжелательность. В школе это неровность в усердии, низкий уровень внимательности, большая отвлекаемость, забывчивость. Детям этого возраста свойственна крайняя эмоциональная нестабильность в связи с физиологией - рассогласованы темпы роста и развития различных функциональных систем организма. Происходит замена учебной деятельности как ведущей (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность - общение.

К сожалению, мы, взрослые, часто упускаем этот возраст, не становимся другом своему ребёнку. Впоследствии многие родители расплачиваются за это острейшими социальными проблемами зрелого подросткового возраста: высокий процент беременности 14-15летних девочек, расцвет подростковой преступности, наркомания, подростковый суицид. Учёные прослеживают ростки этих негативных проявлений и находят их именно в 10- летнем возрасте. Вот поэтому сейчас нам с вами надо быть особенно внимательными к нашим детям.

Резко возрастает зависимость от компании сверстников. Особенно это касается тех детей, чьи родители слишком авторитарны, или, наоборот, излишне снисходительны к негативным проявлениям в поведении своего ребёнка.

Легче протекает этот период в семьях, где царят тёплые отношения, где ребёнок чувствует любовь всех близких в сочетании с доброжелательной требовательностью. В таких семьях существуют традиции, все знают свои простые обязанности и всегда придут на помощь.

Дети легко поддаются чужому влиянию, особенно старших подростков, чтобы и самому казаться взрослым. Поэтому родителям надо стремиться стать ребёнку другом, чтобы ваше место не занял подросток из подворотни. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Научите его, что в случае любых неприятностей, что бы с ним не произошло – надо бежать домой. Здесь и только здесь тебе помогут, спасут, поймут и пожалеют. Пишите друг другу записки со смешными словечками, а не просто «вымой посуду, подмети, вынеси мусор и т.п.» Активно выслушивайте ребёнка, переспрашивайте, то есть всеми силами выражайте заинтересованность его проблемами. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает вам. Используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подробные беседы о школе. Сидит целыми днями за компьютером – попросите научить играть и вас. Попробуйте поболтать с ним на его языке, а потом незаметно от игр перейдёте на действительно важное и нужное.

Все конфликты старайтесь решать мирным путём. Не надо ссориться. Чаще всего родителей раздражает, что ребёнок не может сдержать себя. А он и вправду не может! Нет у него для этого физиологической основы, особенно у мальчишек. У мальчиков формируется активная воля, которая базируется на процессах возбуждения и движет их на поиски новых ощущений, впечатлений, приобретения опыта. Девочки более сдержанны, так как у них лучше развиты процессы торможения. Поэтому будем учитывать физиологию своего чада, и сначала посчитаем до десяти, а потом начнём «разбор полётов». Конечно, наказание – неотъемлемая часть воспитания. Но это не месть за то, что ребёнок посмел меня ослушаться. Наказание – это наказ, и значит, необходимо объяснить, а может быть, даже и показать, как надо было поступить. Нужно продемонстрировать, что наказание – это родительский долг: «Мне тяжело тебя наказывать, но я должна.» Наказание – это лишение удовольствия. Но самое тяжёлое – это лишение общения. Игнорирование ребёнка применяйте очень осторожно, некоторых детей это может серьёзно травмировать. Но в любом случае оставайтесь ребёнку другом. Рассказывайте ему о своих переживаниях в этом возрасте. Старайтесь говорить откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребёнком. Даже если чего-то не знаете или не понимаете, не стесняйтесь говорить ему об этом.

Не следует употреблять выражения:

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз тебе нужно повторять!

О чём ты только думаешь!

Ты такой же, как твой…
- Отстань, некогда мне!

Почему Лена такая, а ты…

Желательно говорить:

Ты у меня самый умный (красивая).

Как хорошо, что ты у меня есть!

Ты у меня молодец!

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал! Научи меня.

Спасибо тебе. Я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась.

Праздность – враг детства. Плохо, если ребёнок целыми днями предоставлен сам себе. Постарайтесь, чтобы ваши дети посещали музыкальную школу или спортивные секции, или ещё какие-то дополнительные кружки. Во-первых, это развитие интеллекта, во-вторых, это развитие волевой сферы – организованность, воля, соблюдение режима дня. Ребёнок может быть погружён в такие занятия, которые позволят ему проявить свою смелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Ещё в старину говаривали, что «деловая пора ума даёт, а на безделье дурь в голову лезет». Тот, кто пассивно проводит отдых, откровенно бездельничая, впоследствии расплачивается снижением показателей своего интеллекта.

Трудность 10-11-летнего возраста усугубляется и тем, что у детей начнётся новый этап жизни-переход в среднее звено. Несколько учителей вместо одного, и у каждого свой характер, свои требования, свой подход к делу. Возрастает темп работы, изменяются требования к оформлению работ, появляются новые дети, другой учебный кабинет - всё по-новому. Помощь и внимание родителей в это время особенно важна. Познакомьтесь с новыми учителями. Вы должны знать учителей вашего ребёнка не только в лицо, но и по имени-отчеству, так же как и они вас. При этом постарайтесь, чтобы, завидя вас, они улыбались, а не белели лицом от гнева. Просите совета учителей при возникновении проблемы. Для подростков учитель - уже не непререкаемый авторитет. В адрес учителя могут звучать критические замечания ("вредный историк"). Важно обсудить причины недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.

У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам - одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше. Предпочтене тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными особенностями ребёнка. А если у ребёнка никаких особенных предпочтений не обнаруживается? Психологические исследования показыают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразличен ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребёнка, и необходимо поддерживать. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить знания, полученные в школе, к домашней деятельности. Например, рассчитать необходимое количество ингридиентов для приготовления блюда, метраж обоев, перевести со словарём с английского языка рецепт и т.д. Любит фильмы - подарите книгу, по которой был поставлен фильм. Глядишь - и приобщится к чтению.

Несмотря на кажущуюся взрослость, дети нуждаются в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как они ещё далеко не всегда могут сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.Будьте ребёнку другом - и всё у вас получится.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.